Каждый из нас встречался с такой ситуацией, когда купленный в магазине товар не подходил или оказывался бракованным после вскрытия герметичной упаковки.
В таких ситуациях всегда остро стоит вопрос о том, как вернуть вещь, которая не удовлетворяет нужды покупателя обратно в магазин и получить обратно потраченные деньги.
Закон предусматривает такую возможность в отдельных случаях.
- Решение проблемы на основе закона
- Какие виды покупок не подлежат возврату
- Когда закон о «Защите прав потребителей» бессилен
- Что делать, если товар оказался с браком
- Что делать, если купленный товар не подходит клиенту
- Как осуществляется возврат денежных средств
- Когда ждать возврата затраченных денег
Решение проблемы на основе закона
Все вопросы, связанные со взаимоотношениями между потребителями и продавцами по поводу приобретения тех или иных товаров или услуг регламентируются на правовой основе при помощи закона «О защите прав потребителей».
Согласно данному правовому акту товар можно вернуть в следующих случаях:
- если товар не соответствует заявленному, имеет дефекты или является некачественным, то такая вещь подлежит замене (при нанесении ущерба покупателю полагается компенсация за вред от изделия);
- если товар не имеет недостатков, но не подходит покупателю по тем или иным причинам, его можно вернуть обратно при условии сохранения товарного чека, всех бирок на изделии и товарного вида;
- срок эксплуатации товара истек (просроченные продукты питания).
В большинстве случаев в процессе возврата придется указать причину, по которой человек отказывается от своей недавней покупки. А также действует определенный временной срок и лишь в его пределах возврат вещи и возвращение денег возможны.
При приобретении наиболее дорогостоящих товаров в комплекте к ним идет специальный гарантийный талон, дающий возможность осуществлять ремонт, замену или возврат изделия в обозначенные сроки.
Какие виды покупок не подлежат возврату
Есть категория изделий, которые не подлежат возврату согласно закону ни при каких обстоятельствах. К данной группе относятся:
- продукты питания, изготовленные с учетом всех положенных стандартов и обладающие ключевыми признаками качественного товара (герметичная упаковка без повреждений, срок годности не истек);
- медицинские препараты и техническое оборудование, а также линзы;
- все предметы личной гигиены без исключений;
- косметические средства и дезодоранты;
- духи, туалетная вода, парфюмерия;
- все товары, которые продаются по указанному клиентом метражу (ткани, ленты, кружево и т.д.);
- колготки, чулки, носки;
- нижнее белье и купальные комплекты;
- контейнеры, имеющие непосредственный контакт с едой и требующие сохранения стерильности при покупке;
- химические препараты и средства для быта, сада и огороды;
- ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов;
- индивидуально изготовленные вещи по специальному заказу, при условии, что вещь соответствует стандартам качества и условиям сделки и имеет узкую направленность;
- любые виды оружия, его части или патроны;
- приобретенные домашние питомцы всех видов и мастей;
- купленные растения;
- печатная продукция (журналы, рекламные баннеры и визитки, газеты, книги).
Когда закон о «Защите прав потребителей» бессилен
Как и любой правовой акт, данный закон имеет определенные границы действия. В первую очередь он был призван регулировать отношения между потребителями и организацией или индивидуальным предпринимателем, которые являются поставщиками различных товаров или услуг на рынке.
Следует знать и помнить, то в случае, если человек покупал товар с целью дальнейшей перепродажи, то статьи данного закона применяться к такой сделке уже не будут.
Обязательным условием является то, что все участники операции купли-продажи обладают правоспособностью и дееспособностью, а также готовы совершить обозначенную сделку по доброй воле, без давления и принуждения на платной основе.
Безвозмездные сделки, в результате которых клиенту был причинен ущерб, не подпадают под юрисдикцию данного закона. Для их рассмотрения в зависимости от степени тяжести нанесенного вреда будут применяться другие нормативно-правовые акты.
Что делать, если товар оказался с браком
Упаковка товара как защищает его во время транспортировки, так и не позволяет покупателю на месте проявить целостность изделия, его работоспособность и качество.
При покупке товара, который имеет явные внешние дефекты или не работает должным образом, следует знать, что покупатель имеет возможность:
- требовать замены изделия на идентичную вещи или сходную, при этом возможно произведение перерасчета, если стоимость товаров будет разной;
- рассчитывать на получение солидной скидки, если дефект не является существенным и позволяет использовать вещь по назначению (особенно актуально при покупке одежды, когда возможно наличие лишних ниток, неровная прошивка шва, отсутствие пуговицы или другой мелкой детали);
- получить компенсацию в случае произведенного за свой счет ремонта;
- требовать проведения ремонтных работ в соответствии с условиями покупки и при наличии гарантийного талона в оговоренные для этого сроки;
- отказать от товара полностью и получить обратно сумму всей стоимости изделия.
Помните, что данные случаи не должны противоречить вышеизложенным правилам, при которых возврат купленной продукции становится невозможным.
Правда следует сделать одну оговорку: при осуществлении ремонта или обслуживания в соответствии с условиями гарантийного талона презентации по состоянию или качеству товара предъявляются уже не продавцу, а изготовителю. Однако для решения данных проблем также действуют специальные центры, производящие диагностику, обслуживание и ремонт приобретенных вещей.
Нужно знать и понимать, что при возврате товара в случае его поломки изделие обязательно подвергнется экспертизе. И если будет установлено, что действия клиент привели к поломке, то возврата денежных средств и услуг по бесплатному обслуживанию и ремонту ждать не стоит.
А если в результате проверки окажется, что товар не сломан, а работает исправно, то продавец имеет право требовать возмещения своих материальных потерь на проведение специальной экспертизы из личных средств покупателя.
Что делать, если купленный товар не подходит клиенту
Согласно статьям нормативно-правового акта «О защите прав потребителя» клиент может вернуть товар обратно в следующих случаях:
- изделие не подошло по форме или крою;
- вещь не соответствует размерам желанным для клиента;
- товар не подходит по своим размерам или структуре деталей;
- покупка не соответствует цвету, который необходим.
Большинство продавцов охотно принимают возвращенные вещи, если они сохранили свой товарный вид, все бирки и этикетки.
Как осуществляется возврат денежных средств
Если клиент не вступил с продавцом в конфликтную ситуацию, то процедура возмещения денег за некачественный или неподходящий под требования покупателя товар происходит следующим образом:
- сначала следует провести тщательную скрупулезную подготовку товара к возврату, для чего рекомендуется собрать все, что было вместе с вещью в единую упаковку, устраните внешние признаки того, что кто-то апробировал покупку, смотрел ее или изучал;
- необходимо взять с собой все платежные документы, чеки, гарантийные талоны;
- далее следует обратиться к сотрудникам магазина, где было совершена покупка, и изложить свою просьбу о возврате товар с указанием объективных причин;
- если на товаре имеется брак, то иногда продавцы самостоятельно занимаются составлением акта о возврате товара, в этом случае попросите выдать копию документа для себя;
- в случае если продавец по каким-то причинам не может удовлетворить просьба обратившегося покупателя, то клиенту стоит написать письменное обращение для дальнейшего рассмотрения второй стороной ситуации;
- в заявление нужно указывать точную дату покупки, детали совершенной операции и причины, по которым требуется возврат товара;
- рекомендуется ссылаться на нормы соответствующих законодательных актов;
- нужно четко и подробно излагать детали, при которых клиент выяснил, что товар сломан, имеет изъян или не соответствует другим важным для покупателя критериям;
- в обращении указывается тот факт, что экспертизу о состоянии вещи продавец обязан взять на себя, равно как и транспортировку тяжелых и габаритных предметов.
Когда речь заходит о письменной форме обращения, то следует помнить, что необходимо составлять все заявления в 2-х экземплярах и просить расписку у продавца-консультанта о принятии жалобы.
Если после всех вышеперечисленных мер, товар и деньги не подверглись возврату, то стоит обращаться в иные инстанции для продолжения разбирательства по данному делу и установлению правоты потребителя.
Рекомендуется обращаться в Роспотребнадзор, если действия продавца нарушают права клиента, прописанные очень полно и четко в законе о «Защите прав потребителей».
В данном случае владелец некачественной продукции может обратиться в суд, составив и подав свое исковое заявление, где необходимо грамотно и с опорой на закон изложить претензии по отношению к продавцу.
Когда ждать возврата затраченных денег
В нашей стране предусмотрены следующие периоды для возвращения купленной продукции:
- если товар качественный, то возврат средств определяется сроком в 2 недели от момента совершения сделки;
- если товар является техникой со сложным механизмом действия, то к указанному сроку следует прибавить 1 сутки;
- на изделия, имеющие гарантию, сроки определяются согласно прописанному в документе периоду.