Есть ли возможность сдать билеты на самолет, какую сумму при этом вернут и как правильно это сделать – актуальные вопросы, которые могут волновать многих людей, собирающихся сделать перелет. У граждан есть законодательно закрепленное право возвратить или поменять билеты, однако зачастую им отказывают. Обычно так случается по нескольким причинам:
- Билет из группы безвозвратных;
- Неправильный порядок предъявления требований по возвращению билета, из-за которого перевозчик может отказать.
Паника также является одной из распространенных ошибок. Когда вам кажется, что у вас не получается попасть на свой самолет по некоторым причинам, то сначала лучше не спешить.
Необходимо совершить следующие действия:
- Для возврата купленных билетов необходимо составить заявление и обратиться с ним в то место, где вы их приобрели;
- Чтобы создать заявление нужно взять с собой паспорт, билет, а при его отсутствии данные о рейсе, дате и времени вылета, номера самого билета и брони;
- Недочетов в заявлении не должно быть, иначе его могут не принять.
При процедуре возврата билетов для каждого случая есть свои особенности, которые прописаны в соответствующих законах.
Процедура возврата
Об условиях сдачи авиабилетов лучше поинтересоваться во время их покупки, чтобы в дальнейшем можно было сразу предпринять необходимые меры, если придется проводить процедуру возврата. Встречаются две категории причин, из-за которых происходит сдача авиабилетов:
- Вынужденный – инициатором выступает компания-перевозчик;
- Добровольный – инициатором выступает пассажир и его обстоятельства.
Вынужденная сдача не несет в себе проблем по полному возвращению уплаченных средств, потому что непредвиденные обстоятельства возникли по вине авиакомпании. У добровольной есть некоторые особенности.
![info](https://zakon-potrebiteli.ru/wp-content/plugins/wpd/img/info-icon.png)
Вынужденное возвращение
Данная группа причин возврата позволяет пассажиру потребовать возвратить всю стоимость билетов.
Возможные причины:
- Отмененный или перенесенный перелет, задержка его на продолжительное время;
- Невозможность сочетания рейсов для пассажира, который совершает перелет с пересадкой;
- В пункте назначения переменилось место посадки;
- Пассажир опоздал на самолет из-за продолжительного осмотра вещей, по окончании которого не было найдено чего-либо подозрительного;
- Отказ в выдаче визы;
- Осуществлен недочет при регистрации билета работником авиакомпании;
- Пассажиру не предоставили место, указанное в документе;
- Проведение госпитализации пассажира вследствие заболевания, смерть его или членов его семьи.
![info](https://zakon-potrebiteli.ru/wp-content/plugins/wpd/img/info-icon.png)
С целью возвращения билета можно прибегнуть к следующему:
- Если рейс отменили или задержали на долгое время, подойдите к регистрационной службе или представителю авиакомпании, если регистрационных процедур еще проведено не было. При обращении на авиабилете ставят запись об удостоверении причины и печать перевозчика.
- Если регистрация пройдена, но рейс отменяют или он задерживается, то чтобы возвратить деньги необходимо забрать полетный купон с отметкой, иначе полноценной компенсации можно не ожидать.
Добровольное возвращение
Сдача билета на добровольной основе часто образует проблемы – авиакомпании не очень активно соглашаются возмещать полученные денежные суммы. В Воздушном кодексе имеется статья № 108, обозначающая право пассажира на отказ от рейса, если он предварительно известил перевозчика. На нее можно также опираться при требовании возврата денег. Однако их объем будет определяться от того, в какой момент времени вы оформляете подобную сдачу билетов.
![info](https://zakon-potrebiteli.ru/wp-content/plugins/wpd/img/info-icon.png)
Предупредив авиакомпанию об отказе от рейса за сутки, можно гарантированно вернуть всю сумму за ранее приобретенный авиабилет. Однако когда до рейса остается меньше времени, то перевозчик может наложить штрафные взыскания в объеме до 25% от стоимости авиабилета.
Перед оформлением возврата нужно заблаговременно приготовить документы, которые пригодятся при оформлении заявления:
- Авиабилет или его реквизиты;
- Документ, по которому оформлялся билет;
- Квитанция.
С целью составления заявления вам предоставят соответствующий бланк.
От способа первоначальной оплаты зависит представление платежного документа:
- С помощью банковской карты – сообщение с подтверждением оплаты, которое могло прийти на вашу электронную почту или банковская выписка за определенный период;
- С помощью терминалов оплаты, наличных — чек.
Если вы соберетесь отдавать обратно полетные купоны только с паспортом, то у вас их не возьмут. При предоставлении неполного пакета документов, перевозчик может ответить отказом и даже не принять заявление.
Безвозвратные авиабилеты
Пассажиры, не попадающие на самолет, задаются вопросом о невозможности сдачи авиабилета, который находится у них на руках. Подобные обстоятельства появляются, если билет относится к группе невозвратных, являющихся дешевле обычных и при возврате которых перевозчик может потерпеть финансовые издержки.
Сюда входят:
- Авиабилеты эконом класса;
- Чартерные, по меньшей стоимости.
![important](https://zakon-potrebiteli.ru/wp-content/plugins/wpd/img/important-icon.png)
В их число входят ситуации, не зависящие от пассажира:
- Госпитализация пассажира;
- Смерть пассажира – в подобной ситуации родственники могут получить компенсацию, но только в случае обращения с заявлением до вылета самолета;
- Расписание поменялось, рейс задерживают на длительный срок (более 4 часов) или он отменен.
Как получить денежную компенсацию
В процессе сдачи авиабилетов пассажир может заполучить обратно внесенную ранее сумму полностью или частично. Это оправдывается стоимостью билета, которая образуется из многих критериев: сбора аэропорта, тарификации, страховых платежей и др. Зачастую невозможно вернуть ту часть, которая закладывается в тарифный план. Условия возвращения денежных средств исходят от тарифа, относящегося к одному из категорий:
- Бизнес – могут полностью компенсировать, но возможно налагание штрафа;
- Премиум – полностью возмещают сумму даже в том случае, если пассажир пропустил рейс, так как в стоимость данного билета уже включают такие убытки;
- Эконом – получить денежную компенсацию зачастую не представляется возможным, за исключением ситуаций, описанных ранее.
Возместить денежную сумму за билет тем труднее, чем ниже его стоимость, несмотря на то, даже если его приобрели с помощью наличных.
Перед подачей требования лучше всего набрать бесплатный номер перевозчика с целью уточнения суммы, полагающейся вам вместе с количеством времени до вылета. Далее предпринимаются следующие действия:
- Снятие брони;
- Сбор документов (паспорт, квитанция, билет, если он с собой);
- Предоставить заявление перевозчику вместе с собранными документами.
![info](https://zakon-potrebiteli.ru/wp-content/plugins/wpd/img/info-icon.png)
Снятие брони через телефон
Бывает, что вовсе не нужно идти прямиком в аэропорт, чтобы отказаться от рейса и возвратить свои деньги. При наличии бронирования можно снять ее, набрав номер техслужбы, расположенный на сайте авиакомпании, у которой был приобретен билет. Может понадобиться составить заявление на сайте по электронному бланку или написать его стандартным образом и отправить на электронную почту компании.
В заявлении необходимо отметить ФИО пассажира, на имя которого оформлялся билет, паспортные данные. При этом имейте в виду, что после оформления возвращения, отказаться от него уже будет невозможно и придется снова бронировать и приобретать авиабилет на самолет, на котором не окажется посадочных мест.
Возвратить авиабилет с помощью турагентства
При покупке авиабилетов с помощью турагентства, также и через сайт, возвратить их тоже возможно. Нужно лишь связаться с агентством и составить заявление на возврат приобретенных полетных купонов. К нему должна прилагаться копия паспорта. Однако сначала лучше проверить не относятся ли они к группе безвозвратных. Нужно обратить внимание на пункт «Ограничения» для получения необходимой информации (при этом может иметься запись на английском «non refundable», означающая возврату не подлежит).
![important](https://zakon-potrebiteli.ru/wp-content/plugins/wpd/img/important-icon.png)
Заявление подается не позднее 48 часов до отлета. При возвращении авиабилетов с помощью турагентства потребуется дополнительное подтверждение отказа от заказчика, которое делается по номеру телефона или электронным письмом.
Билеты, приобретенные через агрегаторы
Многие выбирают агрегаторы благодаря их удобству и оптимальной стоимости. Они позволяют за небольшое время и, не выходя из дома, подобрать и приобрести необходимый авиабилет по приемлемой цене и нужного класса.
Однако агрегаторы не производят оформление полетных купонов, они являются больше посредниками между пассажиром и авиаперевозчиком. Поэтому с целью сдачи билета нужно делать обращение непосредственно компании.
Перед возвратом просмотрите электронную почту. Во время заказа агрегатор присылает сообщение, содержащее план маршрута и данные компании, в которую необходимо обратиться. По таким данным и составляется заявка. Если все операции проделаны правильно, то денежные средства возвращаются в зависимости от категории полетного купона.
Обмен билетов
Существует также возможность обмена авиабилетов. Данная процедура проходит точно так же, как и процесс возврата. Если вы хотите изменить время вылета и дату, то стоит сообщить об этом перевозчику как можно ранее, иначе можно ожидать дополнительных затрат. Тарифные планы у каждой авиакомпании собственные, из-за этого лучше узнать условия обмена через телефонную горячую линию или сайт. Случается, что сделать заказ, а потом оформить новый авиабилет выходит даже выгоднее, чем совершать обмен.