К сожалению, недобросовестность и профессиональная некомпетентность отечественных медработников стали уже нормой. Неправильно поставленные диагнозы, грубость и халатность во время осмотра, назначение непомерно дорогостоящего лечения — все чаще склоняет пациентов заниматься самолечением или вовсе пускать своё выздоровление на самотёк. Однако, единственно верных решением в подобных ситуациях станет обращение в уполномоченные контролирующие органы, которые помогут хоть как-то изменить ситуацию в лучшую сторону.
В данной статье мы ответим на следующие поставленные вопросы: какие лечение, с точки зрения закона, должен получать обратившийся в поликлинику или больницу пациент? что может послужить основанием для подачи жалобы на врача? в какие инстанции при этом следует обращаться? как правильно составить жалобу и какие нюансы стоит учитывать? Читайте далее.
Какую помощь вправе получить пациент?
При обращение в медицинское учреждение (поликлиника, больница) пациент вправе рассчитывать на получение полноценной профессиональной и высококвалифицированной медицинской помощи. Такой может восприниматься:
- Вежливость и деликатность со стороны врачебного персонала во время приёма;
- Приемлемые условия пребывания в мед. учреждении (чистые палаты и коридоры, стерильное оборудование и проч.);
- Возможность получения полноценной медицинской консультации;
- Сохранение конфиденциальности данных больного;
- Возможность получения первой медицинской помощи (при необходимости);
- Возможность выбора медицинского работника для лечения. Если пациенту, по личным соображениям, неприятен какой-то врач, он вправе выбрать другого;
- Возможность ознакомления с данными личной медицинской карты;
- Получение всего перечня услуг по медицинскому страховому полюсу;
- Возможность отказа от получения мед. помощи;
- Получение материальной компенсации за причинение ущерба здоровью пациента (в результате неправильной постановки диагноза или некорретно назначенного лечения);
- Получение материальной компенсации за понесенные затраты пациента в рамках получения медицинской помощи по страховому полюсу (если траты были не обоснованы);
- Возможность привлечения к разрешению конфликтной ситуации с медицинским работником своего представителя (адвоката, юриста, родственника);
- Получение моральной поддержки со стороны мед. персонала;
- Право на обжалование неправомерных действий врача.
О том, что может трактоваться как «неправомерные действия » со стороны врача, читайте в следующем разделе.
Основания для обжалования
Основанием для подачи жалобы на врача может послужить одно из следующих:
- Несвоевременное оказание медицинской помощи, в результате которой состояние здоровья пациента ухудшилось;
- Некорректная постановка диагноза. Корректной может считаться: полноценный осмотр пациента, фиксация симптомов, назначение необходимых анализов, постановка диагноза;
- Отказ в оказание медицинской помощи по необоснованным причинам;
- Явное проявление некомпетентности и непрофессионализма;
- Назначение неподходящего лечения, в результате которого страдает пациент (не идет на выздоровление, начинает болеть ещё сильнее);
- Назначение непомерно дорогостоящего лечения (при наличии более дешевых аналогов);
Сюда не относятся случаи, когда дорогостоящие медикаменты прописываются в медицинских учреждениях частного типа.
- Оскорбление пациентов, применение физической силы к пациенту со стороны мед. персонала.
Инстанции обращения
Независимо от того, на кого хочет пожаловаться недовольный пациент, врача поликлиники или больницы, обращаться следует в следующие перечисленные инстанции (в том порядке, котором они перечислены):
- Начальнику медицинского учреждения;
Столкнувшись с непозволительным поведением работника медицинского заведения, в первую очередь стоит обратиться с устной/письменной жалобой к его непосредственному начальнику (главе отделения, заведующему или главному врачу.
По факту принятия претензии, полученной в устной или письменной форме, вышестоящее должностное лицо примет решение относительно виновности своего подчиненного. Результатом принятого решения станет письменный ответ заявителю (пациенту). Если же главврач пожелает «замять» ситуацию, оставив жалобу пациента без внимания, следует обратиться в одну из следующих инстанций.
- Страховую компанию (ОМС);
Основанием для обращения в данную инстанцию может послужить:
- пациента заставляют оплатить услугу, которая должна предоставляться на бесплатной основе;
- пациент уже оплатил бесплатную услугу;
- пациент не может пройти регистрацию в мед. учреждении или заменить назначенного ему врача.
По факту поданной в страховую организацию жалобы её работники организуют проверку с целью выявления факта правонарушения.
Если же компания отказывается это делать, пациент вправе обжаловать её бездействие, обратившись в территориальный фонд ОМС.
- Росздравнадзор;
Столкнувшись с профессиональным бесчинством с сфере здравоохранения, пациент может обратиться с ходатайством в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Направить жалобу в данный орган можно как в ходе личного визита, так и в электронном формате (по почте, факсу или через официальный портал гос. учреждения).
Срок рассмотрения поданного претензионного ходатайства составляет тридцать суток с момента регистрации, которая осуществляется в течение трех дней после подачи заявления.
- Министерство здравоохранения;
Пожаловаться на врачей в данный орган можно любым удобным способом:
- в устной форме, позвонив по телефону бесплатной горячей линии, указанному на официальном сайте учреждения;
- в письменной форме, отправив готовую жалобу почтой России (заказным письмом с возможностью уведомления);
- в электронной форме. Для этого потребуется зайти на официальный портал Министерства здравоохранения РФ, а после заполнит онлайн-форму обращения. В течение трех дней после отправки оно будет регистрироваться, а далее отправится в соответствующий уполномоченный по рассмотрению подобных дел отдел.
Ответ на жалобу заявитель получит тем способом, который укажет в заявлении (в письменном или электронном варианте).
- Судебную инстанцию;
Если ни одна из перечисленных инстанций не сможет помочь ущемленному в своих правах пациенту, у него не останется другого выбора, кроме как обратиться в суд с соответствующим иском.
Однако, следует помнить, что обращаться в судебный орган целесообразно только в случае крайней необходимости, при наличии по-настоящему веских обстоятельств. К таким можно отнести:
- Если в результате лечения здоровью пациент был причинен серьезный вред, приведший к образованию серьезного заболевания, инвалидности или даже смерти;
- Если в результате пренебрежения и несоблюдения санитарных норм пациент заразился неизлечимым венерическим заболеванием.
Помимо составленного иска, при обращении в суд пациент (или его законный представитель) должен представить исчерпывающую доказательную базу, подтверждающую обвинения (справки, рецепты на покупку медикаментов, чеки и квитанции за оплату услуг и лекарств, медицинские заключения, фото, видео запись с диктофона, свидетельские показания и т.д.)
Оставьте первый комментарий