Школа – это не просто то место, где ребенок получает образование и готовится к поступлению в институт и к взрослой жизни. Школа – это еще и то место, где ребенок получает необходимое воспитание, учится общаться со сверстниками и старшими, получает важнейший жизненный опыт и формирует себя как личность.
Именно поэтому так важно, чтобы у ребенка были хорошие учителя, способные не только предоставить знания по своему предмету, но и подать хороший пример, а так же внести посильный положительный вклад в формирование личности своего подопечного. Но что делать родителям, если их ребенку попался плохой учитель, который вредит ребенку или ограничивает его развитие? Конечно же, жаловаться. И эта статья расскажет как это делается.
Причины для жалобы
Для начала рассмотрим причины, которые могут стать вполне веским основанием для подачи жалобы на учителя:
- Учителем применяются такие методы воспитания, которые могут оказать негативное влияние на психику ребенка;
- Учитель в своей работе использует физическое или психологическое насилие, а так же недопустимые методы наказания за проступки ученика;
- Учитель каким – либо образом нарушает права учеников или их родителей;
- Воспитательная программа, составленная учителем, или же подготавливаемый им материал не несут пользы для ребенка, не способствуют обучению предмету;
- Учитель своими действиями препятствует физическому, умственному или творческому развитию ребенка;
- Учитель ставит ребенка ниже других учеников, игнорирует его нужды, принижает и и.д.;
- Учитель не выполняет свои обязанности совсем, не приходит в школу или не занимается с учениками;
- Учитель незаконно собирает деньги с учащихся и их родителей.
Куда обращаться
Существует не так уж и много организаций, которые смогут принять и рассмотреть вашу жалобу на учителей. Перечислим их:
- Сама школа. Рассматривает абсолютно любые жалобы на учителей независимо от их типа в порядке мирного урегулирования. Обращаться в школу обязательно, так как вам потребуется официальный ответ от её руководства;
- Департамент образования. Принимает все жалобы, которые связаны непосредственно с учебным процессом и методами воспитания детей, учебным планом или школьной программой. Жалоба туда будет полезна если учителя «покрывает» его руководство или если вы не довольны политикой всей школы в целом;
- Прокуратура или полиция. Правоохранительные органы смогут заняться вашей жалобой на учителей только в том случае, если были нарушены гражданские права ученика. При этом если совершено значительное преступление, то жалобу в полицию или прокуратуру стоит подавать одновременно с жалобой к руководству школы;
- Суд. Если дело зашло в тупик, требует длительного разбирательства или если вы хотите получить какую – либо компенсацию, то вам нужно обращаться в высшую инстанцию. Только в суде можно будет полноценно рассмотреть ваше дело с вашим участием, а так же при поддержке свидетелей и специалистов.
Так что если перед вами встанет вопрос «Куда жаловаться на учителей?» то сначала хорошо подумайте – какую норму или правило учитель нарушил и какая из служб сможет взяться за дело лучше всего.
Как обращаться
Тип жалобы, способ её подачи, а так же ваши действия при рассмотрении достаточно сильно зависят от того, куда вы обращаетесь. Так что рассмотрим каджую из трех организаций более подробно.
Начнем с дирекции школы как с основной организации, ответственной за рассмотрение жалоб от родителей. Зачастую руководство не всегда имеет четкое представление о том, что творится в её же учебных заведениях, так что такая претензия порой бывает крайне полезна и эффективна.
- Для того, чтобы обратиться в дирекцию школы, вам нужно составить претензию. Сделать это можно двумя способами – устно и письменно. Первый способ не рекомендуется по одной очень простой причине – он вообще никак не регистрируется, и максимум что получит учитель – замечание. Поэтому лучше сразу писать претензию. Тем более что сделать это довольно легко, так как она составляется в свободной форме. В жалобе обязательно следует указать от кого она, кому направлена и какие проблемы вас беспокоят. В конце жалобы должны иметься ваша подпись и контакты для связи.
- Обращение в департамент образования – это совсем другая жалоба, которую следует писать по строгой форме. Помимо указания заявителя и отделения департамента в такой жалобе нужно подробно расписать данные по учителю, сведения о совершенном нарушении, а так же подробно рассказать обо всех имеющихся у вас доказательствах. При этом подать анонимную жалобу на учителя в департамент не выйдет – данная госслужба обязана отчитываться по каждой проведенной проверке. После того, как жалоба будет подана, вам потребуется подождать до 30 суток, в течение которой в школе будет проводиться полномасштабная проверка, после чего вам придет отчет о проделанной работе.
- Следующий тип жалобы – заявление в полицию. Это – очень серьезное обращение, по результатам которого против школы могут быть приняты самые разные меры, вплоть до возбуждения уголовных дел. Претензия в этом случае будет иметь стандартную форму заявления в правоохранительные органы – единственным отличием будет то, что вам нужно будет отметить себя как представителя ребенка и объяснить, какие именно права были нарушены учителем. Преимущество таких жалоб в том, что на них реагируют практически мгновенно, а к делу привлекаются дополнительные специалисты по правам ребенка.
- Последняя жалоба, которую вы можете подать – это жалоба в суд. Она имеет форму искового заявления, в котором вы выступаете в качестве истца, а учитель (или даже всё руководство школы) – в качестве ответчика. В исковом заявлении вам потребуется подробно описать правонарушение, а так же подробно описать доказательства, которые имеются у вас на руках. Завершает исковое заявление список ваших требований, который может быть практически любым – главное, чтобы в нём не было противоправных пунктов. Вашу жалобу на учителя рассмотрят в течение 5 суток, после чего стороны будут приглашены для ведения слушаний и дальнейшего разбирательства. Завершается же дело вынесением судебного решения.