Любые споры, ссоры и конфликты могут вывести человека из состояния душевного равновесия, даже если они вызваны такой, казалось бы, не травмирующей вещью, как нарушение прав потребителя. Но и такие споры могут отразиться на человека достаточно негативно.
Так что делать, если при возврате товара, расторжении сделки, нарушении договора или получении услуги ваши интересы были нарушены, а сами вы оскорбились или ваш душевный покой был нарушен? В этом случае вы можете запросить компенсацию морального вреда потребителю через суд. И в этой статье мы расскажем о том, как это делается.
Положена ли выплата
Сначала рассмотрим вопрос «Возможно ли в принципе получить компенсацию морального вреда при нарушении прав потребителя?». Ведь, как правило, закон о защите прав потребителя рассматривает более материальные аспекты, такие как возврат и обмен товара, возврат средств и прочее.
Ответ лежит в том, насколько сильно были нарушены ваши права, сколько времени вы потратили на урегулирование конфликта и как он при этом развивался. Чтобы запросить моральную компенсацию, вам потребуется доказать вред, нанесенный вашему психологическому здоровью. А его могут нанести:
- Слишком длительные сроки урегулирования конфликта;
- Резкие высказывания в вашу сторону, в том числе оскорбления;
- Разглашение ваших персональных данных и личных сведений;
- Иные ситуации, которые создали некачественная покупка или оказанная услуга.
При этом нужно четко понимать, что не всякий вред будет компенсирован через суд, даже если он по факту не имелся. То есть если вы купили товар и после этого вас просто расстроил его внешний вид, то это не будет расценено как ущерб. Другое дело если при возврате товара вы столкнулись с оскорблениями и угрозами со стороны продавцов и сотрудников – в этом случае будет иметься подтверждение значительного правонарушения, наносящего моральный вред, который вполне нужно компенсировать.
Как подсчитать
Итак, если вы считает, что вам был нанесен вред, то его потребуется как – либо оценить. Поэтому часто возникает вопрос «По каким критериям можно подсчитать размер компенсации морального вреда потребителю при нарушении его прав?».
Ответить на этот вопрос просто невозможно, так как суд должен сам принимать решение о размере морального вреда, а указанная в иске сумма для него будет лишь дополнительным ориентиром. Но если вам нужно самому указать цифру, то для подсчета сделайте следующее:
- Оцените, какой именно был нанесен вред, и изучите судебную практику и уже вынесенные решения – там будет ориентировочная сумма, от которой можно будет оттолкнуться;
- Обратите внимание на доходы нарушителя. С физлица не стоит требовать слишком много, а вот с крупной международной организации можно запрашивать следующее;
- Скорректируйте приблизительную сумму так, чтобы она смотрелась соразмерно с остальными исковыми требованиями. Не стоит делать так, чтобы компенсация морального ущерба была самой крупной.
Как потребовать
Потребовать моральную компенсацию за нарушение прав потребителя можно двумя способами:
- Вписать ваши требования в основное исковое заявление, в котором вы будете указывать на имеющиеся компенсации из за понесенного материального ущерба. В этом случае можно всего лишь добавить в пункт «Цена иска» ваши требования моральной компенсации и как – либо обосновать их;
- Составить отдельное исковое заявление, которое будет рассматриваться либо как отдельный судебный процесс, либо как продолжение суда, по которому уже принято решение. Этот способ применяется в том случае, если в первый раз в исковые требования моральная компенсация не была внесена из – за отсутствия на тот момент вреда или по случайности.
Образец иска
Если вы решите воспользоваться вторым способом, то вам потребуется с нуля написать иск о моральной компенсации за ущерб, возникший в результате нарушений прав потребителя. Сделать это можно следуя стандартной конструкции:
- Заголовок. Включает:
- Название и адрес суда;
- ФИО и адрес истца;
- ФИО или реквизиты ответчика, его адрес;
- Цену иска.
- Информационная часть. Включает:
- Сведения о причине конфликта;
- Описание действий, нанесших моральный ущерб (Не стоит перечислять оскорбления если они были, в иске не должно быть нецензурной лексики);
- Подробный разбор цены иска;
- Перечень просьб к суду.
- Заключение. Содержит:
- Контакты свидетелей;
- Дополнительные данные по иску;
- Опись приложенных бумаг;
- Подпись истца;
- Дату подачи бумаг в суд.
Как выиграть дело
Выиграть иск по взысканию морального вреда очень сложно, так как огромную роль сыграет как сама ситуация, так и индивидуальная позиция суда и самого судьи. Но мы можем дать вам несколько советов, которые помогут получить желаемую сумму:
- Грамотно подберите цену иска. Сумма должна быть адекватной, постарайтесь сделать так, чтобы суд не решил, что вы просто наживаетесь на ситуации;
- Подкрепите ваши слова в суде любыми доказательствами. Лучше всего – аудио или видеосъемкой;
- Привлеките свидетелей и других участников конфликта, которые смогут подтвердить факт нанесения морального вреда;
- Наймите опытного адвоката, который имеет знания в данной области и положительную судебную практику.